Житие Свщмч. Феофана Соликамского.

Священномученик Феофан (в миру Сергей Петрович Ильменский) родился 26 сентября 1867 года в семье церковного чтеца Петра и жены его Акилины в селе Окатная Маза Хвалынского уезда (по другим данным — в селе Содом Саратовского уезда) Саратовской губернии. Отец вскоре умер и мальчик остался на попечении матушки — глубоко религиозной, кроткой и смиренной женщины. Большое участие в его воспитании принял его дядя — сельский протоиерей Димитрий. С любовью вспоминал впоследствии о нём Владыка, говоря, что остался он «на попечении заменившего мне отца дяди… кроткого и смиренного сельского пастыря, 50 лет прослужившего в одном и том же глухом, захолустном селе. С ним-то я и научился делить с народом и радость и горе, встречать церковные праздники Рождества Христова и Святой Пасхи… Целые поколения прошли пред ним в крестинах, свадьбах, похоронах. Но и любит же его народ! Не только прихожане, но и окрестные cёла. Овдовев очень рано и оставшись с сыном, да с нами сиротами, он как-то замкнулся в себе, затих, оробел, да таким и остался на всю жизнь. Мужички очень любили своего «папашу», отца духовника. А как стяжалась эта любовь? Он просто был по-евангельски добр и кроток, никогда никого не притеснял, просившему не отказывал и делал всё это так же естественно, как светит Солнце или благоухает цветок!»

В 1888 году окончил Саратовскую духовную семинарию, а в 1892 году — Казанскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия. В сентябре 1892 года назначен преподавателем Саратовского епархиального женского училища. 15 сентября 1894 года управляющий Казанским учебным округом назначил Сергея Петровича вторым законоучителем Александро-Мариинского мужского реального училища с момента принятия им сана и просил епископа Саратовского и Царицынского Николая (Налимова; †1914) рукоположить Ильменского во священника.

5 октября 1894 года в Крестовой церкви Саратовского архиерейского дома Преосвященный Николай рукоположил будущего новомученика в сан диакона, а 7 октября в том же храме — во иерея с назначением сверхштатным священником Александро-Невского кафедрального собора. С 1 сентября 1907 года отец Сергий — священник Марие-Магдалинской церкви Мариинского института благородных девиц и законоучитель этого учебного заведения.

Иерей Сергий был активным деятелем саратовских православно-патриотических организаций. В августе 1909 года епископ Саратовский и Царицынский Гермоген (Долганев; †1918, память 16/29 июня), чьи монархические взгляды были широко известны далеко за пределами Саратовской губернии, предложил законоучителю Мариинского института должность редактора «Саратовского Духовного вестника». Эту должность отец Сергий исполнял с 4 сентября 1911 года.

В 1911 году отец Сергий был возведен в сан протоиерея. В 1913 году овдовевший протоиерей, по прошению, зачисляется в братство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, куда уезжает в начале августа 1914 года. К тому времени дочь его была уже самостоятельной. 14 августа 1914 года он принял монашеский постриг с именем Феофан. 14 сентября 1914 года епископ Сердобольский Серафим возвел иеромонаха Феофана в сан архимандрита. Вскоре он был назначен на место смотрителя Балашовского Духовного училища. Вернувшись с Валаама, отец Феофан открыл в уезде миссионерские курсы, чтобы миряне имели возможность «научиться давать отчёт в своем уповании, а в случае нужды — отпор врагам Церкви Православной».

Преосвященный Феофан, епископ Соликамский и ЧердынскийВ сентябре 1915 года отец Феофан был назначен настоятелем Соликамского Свято-Троицкого монастыря. Вскоре он был назначен на должность ректора Пермской Духовной Семинарии, для питомцев которой всегда была открыта его квартира. Там собирался проповеднический кружок, учащиеся в домашней обстановке познавали азы миссионерского дела. 26 февраля 1917 года отец Феофан был хиротонисан во епископа Соликамского, викария Пермской епархии. После хиротонии, желая ближе познакомиться с приходами и паствой, Владыка обошёл своё викариатство пешком. Проживал Владыка в Свято-Троицком Соликамском монастыре. До дня своей мученской кончины он управлял вверенной ему епархией.

Святитель был великим молитвенником и постником. Подобно правящему архиепископу священномученику Андронику (Никольскому; †1918, память 7/20 июня) Владыка бесстрашно обличал богоборцев-большевиков.

Когда в 1918 году власти проявили интерес к земельным угодьям Троицкого монастыря, епископ Феофан ответил, что боится более Страшного Суда, и без власти правящего архиерея не имеет права сообщать о том, что принадлежит монастырю. Владыка организовывал и возглавлял многолюдные крестные ходы, проводимые в связи с гонениями на Церковь и грабежами монастырей. Когда в марте 1918 года некоторые священники во главе с благочинным выпустили заявление о лояльности и дружелюбии к большевикам, Владыка с грустью и недоумением отозвался на это: «Пастыри Церкви, служители «идеалам христианства» выражают «лояльность»… насильникам и грабителям… Вы должны были как пастыри, как соль земли, как свет миру, высказать свой нравственный суд насильникам…».

17 июня 1918 года, после ареста и казни священномученика архиепископа Пермского Андроника, Владыка приехал в Пермь, и принял управление Пермской епархией. Вскоре, в конце лета, он и сам был арестован. За несколько дней до освобождения Перми войсками армии Колчака большевики подвергли Владыку изощрённым мучениям.

11/24 декабря 1918 года в тридцатиградусный мороз Святителя многократно погружали в ледяную прорубь реки Камы. Тело Владыки покрылось льдом толщиной в два пальца, но мученик всё ещё оставался жив. Тогда палачи его просто утопили. Вместе с ним мученически погибли двое священников и пятеро мирян, имена которых остались неизвестны.

2 июля 1998 года священномученик Феофан, епископ Пермский и Соликамский, и иже с ним убиенные были прославлены в лике местночтимых святых Пермской епархии, а 20 августа 2000 года Деянием Юбилейного Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви их имена были внесены в Собор новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания.

При подготовке материала были использованы:

  1. Дело о рукоположении во священника Алексиево-Сергиевской церкви Саратовского Александро-Мариинского реального училища преподавателя педагогики Саратовского епархиального женского училища С. П. Ильменского.// ГАСО. Ф. 135. Оп.1. Д. 4328. Л. 1, 6, 8-8 об., 16-16 об.
  2. Труды Саратовской ученой архивной комиссии. Вып. 30, 1913. С. 363-364.
  3. “Да укротит Господь ярость их на нас…” (К житию новосвященномученика Феофана, епископа Соликамского). // Любовью побеждая страх. Жизнеописания новомучеников Российских. / Сост. В. Королев. Фрязино: Содружество Православный Паломник, 1998.

{mospagebreak heading=Святой священномученик Феофан, епископ Соликамский и Чердынский память 11 (24) декабря&title=Да укротит Господь ярость их на нас…(В. Королёв) — Детство}

Детство

 

Захолустное село Содом, казалось, забыто Богом. До уездного города Саратова 115 верст. Здесь, при речке Вшивке, — 185 крестьянских двора и 940 душ мужского и женского пола [1]. Жаждали крестьяне спасения, кровные свои сберегали и выстроили в 1857 году простую холодную церковь во имя Казанской иконы Божией Матери. На кирпич и теплое строение денег не сыскали — бедность да неурожай [2]. Деревянный храм сотворили с любовью, трехпрестольным. Так в глухом захолустье появилась отрада и утешение для крестьян из деревни Хоненевки, Хмелевки, Узинского Стана и Булгановки. Пастырем прихода в селе Содом стал выпускник семинарии о. Димитрий Алексеевский. В 1873 году было открыто земское училище, двумя годами позже — церковно-приходское попечительство. Население прихода составляло 2586 человек (1860 г.), в 1894 г. в приходе окормлялось 3633 душ мужского и женского пола [3].

В день празднования памяти святого апостола Иоанна Богослова, 26 сентября 1867 г., в семье дьячка Петра была особая радость: раба Божия Анна родила мальчика. Младенца при крещении нарекли Сергием. Ему предстояло возмужать, стать епископом Соликамским Феофаном. Он, пастырь Церкви Христовой, вспоминал: «С раннего детства рос сиротой на попечении матери, глубоко религиозной, кроткой и смиренной женщины, много рассказывавшей мне о жизни препод. Сергия, имя которого я носил, и на попечении заменившего мне отца дяди-воспитателя, кроткого и смиренного сельского пастыря, 50 лет прослужившего в одном и том же глухом, захолустном селе. С ним то я и научился делить с народом и радость и горе, встречать церковные праздники Рождества Христова и Св. Пасхи [4] И еще слова любви о своем наставнике и воспитателе: «Целые поколения прошли пред ним в крестинах, свадьбах, похоронах!!! Но и любит же народ его! Не только прихожане, но и окрестные села. Овдовев очень рано и оставшись с сыном, да с нами сиротами, он как-то замкнулся в себя, затих, оробел, да таким и остался на всю жизнь. Мужички очень любили своего «папашу» отца духовника. А как стяжалась эта любовь? Он просто был евангельски добр и кроток, никогда никого не притеснял, просившему не отказывал и делал все это так же естественно, как светит солнце и благоухает цветок! Этот пастырь добрый — Протоиерей Дмитрий Тимофеевич Алексеевский»

Количество просмотров (36)

Комментирование запрещено